8 любопытных фактов из истории балета.

Васильев Иван

Васильев Иван
     Батман тандю,  Пор де бра, деми пиле, грант жете,  Деми ронд  де жамб пар тер и так далее !!! Собственно все эти французские слова неизменно сопровождают  классический балет, став профессиональными  терминами еще во второй половине 17 века.

Сергей Полунин и др.

2 
    Но истоки зарождения балета появились еще раньше, в 15 веке в Италии. Собственно, даже само слово балет произошло от итальянского слова balletto – танцы, в свое время заменившее слово danza.

 И так, 1 факт – балет зародился в эпоху Ренессанса в начале 15 века в Италии

Васильев, Цискаридзе
 
1 Иван Васильев2 Николай Цискаридзе

        А в середине 16 века, благодаря итальянской аристократке, Екатерине Медичи (1519-1589г), вышедшей  замуж за наследника французского престола Генриха II, балет появился во Франции. Как «Королева Мать» Франции, она  устраивала грандиозные  spectaculi  перед  десятками тысяч зрителей и являлась первым спонсором балетов. Тогда балет включал в себя не только танцы, но и разговоры, пение и элементы драмы, а порой и конные баталии, и потому длился более 17 часов. Он назывался baleto-comique (comique означает «драма», а не «комедия») .
    Представление, длившееся всю ночь, исполнялось артистами исключительно мужского пола. Все женские роли исполняли мужчины, одетые в громоздкие  мифические костюмы, лица которых закрывали маски, олицетворяющие соответствующих персонажей.  Женщинам участвовать в спектаклях не позволялось.

 костюмы балета 16 века костюм балета 16 века

2 факт – через сто лет, после своего рождения, балет появился во Франции, в виде массового представления, с танцами, песнями, стихами и баталиями, в котором принимала участие исключительно придворная  знать.

Цискаридзе Годунов Цискаридзе

 Цискаридзе  Годунов  Цискаридзе


  Так вот, фактически 300 лет балет танцевали  исключительно мужчины, исполняя как мужские, так и женские роли. При  Людовике ХIII (1601-1643г) строгие балетные костюмы выглядели примерно вот так – жесткие, на камышовых каркасах короткие юбки, чем-то похожие на современные пачки и парчовые кирасы у мужчин, у персонажей женского пола – широкие и длинные до пола юбки на каркасе из камышовых обручей, называвшихся «панье-корзина». Прыгать и кружиться в такой амуниции, в разноцветных масках, закрывающих все лицо, да еще и в туфлях на каблуках, придуманных самим Людовиком ХIII,  было не так-то просто.


3 факт – с начала 15 века и до середины 17 века балет был исключительно мужским делом, при этом был малоподвижным  и больше  похожим  на оперу. Все танцы и роли исполняли  мужчины в масках и туфлях на каблуках, одетые в тяжелые платья, сшитые по придворной моде, причем в мужском костюме обязательно присутствовала короткая юбка.

балет при Людовике Х!!!

 Классическая балетная форма 15-17 веков с   юбочкой у мужских персонажей.


        Людовик XIII был страстным любителем музыки, играл на лютне, на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком и пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные песни и псалмы. Сочиненная лично им музыка звучала в знаменитом «Мерлезонском балете», для которого он сочинил танцы, придумал костюмы, и в котором сам исполнил две роли: торговки приманками и крестьянина.
    Кстати, в русском языке, знаменитая ироничная фраза, которую произносят в случае неожиданного развития событий – «и … началась вторая часть Мерлизонского балета»,  родилась именно благодаря Людовику ХIII и фильму по роману Дюма  «Три мушкетера». В момент, когда распорядитель королевского бала церемониально объявляет: «Вторая часть Мерлезонского балета! » — его сбивает с ног врывающийся в зал Д'Артаньян, который торопится доставить подвески королеве, и …  второе действие балета превращается в заварушку.

видио - три мушкетера
https://www.youtube.com/watch?v=YZo2duWKj5E   вторая часть марлезонского балета

три мушкетера и марлизонский балет
 2

     Мерлезонский балет, в переводе с французского - «Балет об охоте на дроздов», сочиненный и поставленный Людовиком XIII в 1635 году в замке Шантийи. В основе сюжета - охота на дроздов, которая была любимым времяпрепровождением этого монарха. Балет состоит из 16 частей.
     Творческая натура Людовика XIII передалась его сыну, Людо́вику XIV, который оказался еще и Великим реорганизатором и модернизатором.
      При  Людо́вике XIV де Бурбон (1638—1715г), благодаря его страсти к балету, открылась новая эпоха самого балета.
      Так в 1681 году балет перестал быть патриархальным.  Первой женщиной балериной  в Парижской опере стала мадемуазель Лафонтен, выступив в опере-балете Люлли «Триумф любви». Вскоре ее прозвали «королевой танца». Самого же Людовика XIV называли «Королем-солнца», т.к. он любил сам участвовать в спектаклях  и исполнял роль Солнца в «Балете ночи».
Король Солнца в балетных костюмах
Король солнца и другие роли короля
      Во Франции Солнце являлось символом монархической власти. Солнечной эмблематикой пользовались и дед, и отец Людовика XIV.
       Царствование Людовика ХIV — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век.


 4  факт – в конце  17 века женские роли стали исполнять артистки женского пола. Закончилась трехсотлетняя патриархальность балета. На первый план вышли партии балерин, воздушные и порхающие.   
    В этот Великий век, балет и получил, так сказать, свою путевку в жизнь, став самостоятельным искусством.
    С появлением в балете исполнителей женского пола стали изменяться костюмы. Платья становились легче, воздушнее, появилась свобода для движений. Свобода и развитие движений породили создание школы танца. Первые правила, превратившие танец в настоящий балет сформулировал французский балетмейстер Пьер Бошан(1637-1705), главный хореограф королевской академии музыки и танца, созданной в 1661 году Людовиком XIV.
 
     Бошан записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны,  не теряя равновесия.
    Пять позиций ног и выворотность, которая есть в каждой из позиций, могут быть объяснены также тем, что балет возник на основе придворных танцев. В придворных танцах 17 века нередко участвовали дворяне, многие из которых были обучены фехтованию, поэтому некоторые приёмы фехтования, также как выворотные положения ног и позиции рук были использованы в балетной хореографии.

приемы фехтовальщиков в балете
     Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца стали производными от этих позиций ног и рук, которые уже давно использовали люди владеющие шпагой, мечем и саблей.
приемы фехтовальщиков в балете

5 факт – техника хореографии возникла на основе теории по фехтованию и используется теперь не только в балете, но и в гимнастике, фигурном катании и других видах спорта и танца.
 
 пять позиций ног и три позиции рук

5 позиций ног

3 позиции рук

Эта классификация Бошана жива по сей день. Более того – в результате французская терминология стала общей для артистов всего мира, как латынь – для медиков.
позиции ног и рук

 Батман тандю (battement tendu) - равномерные натянутые движения ногой вперед, назад, в сторону— вырабатывают натянутость всей ноги в колене,  и подъеме, развивая ножную силу. Новички  батману тандю обучаются стоя лицом и к палке, так как в этом направлении легче всего правильно воспитать и воспринять выворотность.
Батман(фр. battement — взмах, удар от гл. battre — махать, взмахивать, ударять, отбивать такт)  — общее наименование для всей группы движений; конкретизация достигается при помощи добавления прилагательного (tendu — вытянутый, piqué — колющий, fondu — тающий, grand — большой, petit — маленький и т. д.). Совокупность этих движений — необходимый элемент для совершенствования техники классического танца: с помощью батманов отрабатывается умение правильно отводить ногу и приводить её обратно в позицию, сгибать и разгибать её.

Цискаридзе

гран жете (grand – большой, jeté от глагола jeter – кидать, бросать) – получается, «большой бросок» - это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону и максимальным раскрытием ног.

Годунов

Фуэте –(фр. fouetté от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») — общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°.  

деми пиле – полуприседание во второй позиции.
Деми ронд  де жамб пар тер –Demi  rond de jambe par terre — полу круг ногой по земле...

И так далее ….
 
     Танец, благодаря эволюции балета в сторону всё большего и большего профессионализма не переставал усложняться и делаться всё утонченнее.   

    Бошан определил три основных вида танцев: а - серьезный, в - полухарактерный и с -комический.
А).Серьезный танец (прообраз современного классического) требовал академической строгости исполнения, красоты внешней формы, изящества – даже на грани жеманства. Это был «благородный» танец, он приличествовал персонажам трагедий – царям, богам, мифологическим героям.

благородный танец
в  паре


В). Полухарактерный – объединял танцы пасторальные, пейзанские и фантастические, в которых на сцену являлись силы природы или персонифицированные человеческие страсти. Пляски фурий, нимф и сатиров также подчинялись его законам.
 полухарактерный SONGEmonte

С). Комический танец отличался виртуозностью, допускал утрированные движения и импровизацию. Он был нужен для гротесковых и экзотических танцев, встречавшихся в комедиях театра классицизма.

комический танец

 1
Так началось формирование балета, развившегося к восемнадцатому веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство. Искусство способное выражать чувства жестами в танце, а музыкальные фразы сопровождать сопутствующими движениями. Балет стал оформляться как занятие для профессионалов, на которых высшее сословие смотрело уже исключительно из зрительного зала.

6 факт – в 18 веке балет превратился в профессиональное искусство, выражающее эмоции и мысли героев не словесно, а исключительно танцевальными жестами и мимикой. Представления теперь исполнялись без масок и на изолированной  от зрителей сцене.

    В начале 19 века балерины стали пробовать исполнять некоторые па на кончиках пальцев, а точнее пробовали перемещаться на кончиках своих балеток. Но долго удержаться в таком положении было сложно, не говоря уж о выполнении более сложных пируэтов. Тогда еще не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. Пуант - в переводе с французского "острие".  
     Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке  своего отца Ф.Тальони.   

Тальони
   Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.
Они мало напоминали балетную обувь, которую используют сегодня: жесткая прокладка из пробки не позволяла в полном смысле танцевать на кончиках пальцев, и даже просто стоять на них было достаточно сложно. Но главная задача была выполнена, иллюзия отрыва от земли, невесомости  
танцовщицы, её «бесконечной ноги» - созданы. Мария Тальони и впредь стала использовать пальцевую технику, вместе с которой совершенствовалась и обувь.

7 факт - в 1830 году Тальони предпринял первый шаг к появлению современных пуант и балетных пачек - классической, романтической и хитона.

пуанты и пачкипуанты      пачка


И последний , 8 - восьмой интересный факт. Балет родился в Италии и стал искусством во Франции, но, в настоящее время, классический балет называется русским балетом.


    После 1850 года во Франции балет начал угасать. В Англии, к тому времени, балет из оперных театров перекочевал на эстраду. Разразившаяся Франко-прусская война 1870 г привела к исчезновению балета в западной Европе. В этой ситуации, переехавшие в Россию мастера балетного искусства дали новую жизнь классическому балету. Балет, как бы, получил вторую родину и стал называться русским балетом.
     В двадцатом столетии русский балет стал перемещаться обратно на запад и в Америку,  но, согласно современной моде, стал трансформироваться в невербальный модерн.
 западный балет
новобалет

Так  что, исторически сложилось так, что носителем классического балета стал и до сих пор  является русский балет.  

классический балет