Соловьиные РУЛАДЫ.
Весной, в середине мая, после заката, когда солнечный свет медленно угасает в небе, соловьиные стаи, окружив пруды, начинают увлеченно вести свои песенные переговоры, удивляя и восхищая прохожих, решивших прогуляться перед сном.
Люди невольно собираются кучками под деревьями и, держа перед собой свои смартфоны, записывают громко раздающееся пение этих невзрачных пташек.
Спугнуть певца практически невозможно. Он не обращает внимания ни на людей, ни на лай собак, ни на звонки, проезжающих мимо велосипедов. Соловей словно в экстазе, замерев на ветке с открытым клювом, издает свои невероятные трели.
Самозабвенное пение соловья, наверно правильнее было бы назвать пением в форме речитатива или даже поп-репа. Настолько многоголосно и многословно это пение.
Еще И.С. Тургенев довольно эксцентрично охарактеризовал это пение в своем рассказе «О соловьях» : «Соловьи у нас дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат.»
Действительно, соловьиная песня насчитывает от 10 до 40 повторяющихся элементов, так называемых колен. Причем, чем старше птаха, а живут соловьи 5 - 12 лет, тем сложнее и насыщеннее песенными коленами его прелюдия.
Говорят, они перенимают репертуар друг у дружки. Но, если внимательнее прислушаться, то в пении соловья можно различить, как бы пародии на пение других птиц и копирование различных звуков леса. В песне проскальзывают то трели малиновки, то писк ласточек или задушевное пение дрозда. Порой, в песне, клыканье дятла сменяется удаленным уханьем глухаря и затем, внезапный, пронзительный свист, как у иволги переходит в воробьиное потрескивание и чириканье. Иногда в пении различимо краткое га-га-канье утки и даже кваканье лягушек.
Такое впечатление, что соловьи, своей любовной песней, а поют они ночью, зазывая на выбранное место самок, пытаются рассказать о том, что они увидели и кого услышали за целую зиму, проведенную в одиночестве (так сказать - вне семейных забот) в долине реки Конго, на юге Африки.
Причем, неистовые любовные речитативы воспроизводят только мужские соловьиные особи. Дамам дано лишь слушать и выбирать.
В общем, как и у людей, согласно поговорке: «женщина любит ушами», так и у соловьев, самочка выбирает того - чьей песне поверит, того - чей рассказ ее восхитит!
И, как только семейный союз заключается, ночное пение самцов прекращается. А с появлением птенцов, родителям уже становится совсем не до песен.
Так что, соловьи поют только тогда, когда влюблены и свободны от семейных забот.
Алябьевский СОЛОВЕЙ
Исполняют - Фёдор Дунаевский и Лариса Курдюмова в художественном фильме «Курьер», Шахназарова, 1986г.
СОЛОВЕЙ
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей...
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Соловей...
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
Соловей...
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
Соловей...
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
Соловей...
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
Соловей...
Слова Антона Дельвига (1798-1831)
Музыка Александра Алябьева (1787, Тобольск - 1851, Москва)