Федор Конюхов и всевидящее око.

 Или - Путь к Истине.
скворешники и келья Федора
 
Отличный скворечник !
-  келья Федора
-  На келью не похоже. Что-то лестницы не видно. ...может по середине голубятня?
-  Почему так от земли далеко...?
-   чтобы никто не беспокоил, лестница верёвочная. Федор ее с собой привозит.

«Как важно порой остаться в одиночестве каждому из нас, чтобы понять самих себя и стать сильнее.»
                Федор Конюхов -
                                            Известный путешественник - по морям и океанам, по горам и льдам, по северным и южным полюсам, атмосферам и стратосферам, вокруг и в глубину Земного Шара - Он же протоиерей, художник, писатель - Осуществил более 50-ти экспедиций, поставил 20 мировых рекордов – И не собирается на этом останавливаться.

              А теперь вопрос!!!

                          Зачем Федора Конюхова так сильно хотят запустить на воздушном шаре в герметичной капсуле в стратосферу (на высоту 25 километров), опустить в батискафе в Марианскую впадину, прокатить вокруг Земного Шара на без-топливном самолете (на самолете с двигателем, использующим лишь солнечную энергию)?

             В своих интервью, Федор всегда подчеркивает, что во время его путешествий не только ставятся рекорды, но и испытываются различные современные технические устройства. Устройства связи, продукты питания и экипировка для экстремалов, уникальные по прочности материалы и т.д., а также ставятся научные эксперименты. Например, при полете в стратосферу будет проводиться эксперимент, позволяющий грозовыми разрядами латать озоновые дыры (11:45), а в Марианской впадине будет осуществляться забор грунта.
         Бесспорно, у многих вызывают восхищение проекты Федора. Их сложность, техничность и т.п. Но то, что во всех его экспедициях, самым интересным экспериментом является эксперимент над человеком, выживающим в невероятно сложных, экстремальных, условиях, освещается, как-то вскользь.
          Проанализировав основные моменты биографии Федора Конюхова, становится ясно, что эксперимент именно над человеком в экспедициях Федора, стоит далеко не на последнем месте.
С 1974 по 1995 годы, с 23 до 44-х лет, Федор Конюхов проживал в городе Находка, Приморского края. С 1995 по настоящий день проживает в Москве.
          До этого периода, родившись в 1951 году, 12 декабря на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина, он окончил Одесское мореходное училище по специальности судоводитель, Бобруйское художественное училище (Беларусь) и Ленинградское арктическое училище по специальности — судовой механик. Прошел армию в спецподразделениях морского флота.


Федор Конюхов
 
     В период с 23-х до 47 лет жизнь Федора была насыщенна такими основными экстремальными путешествиями:
1977, 1978, 1979 гг   Научно-исследовательские, археологические экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.
По маршруту Владивосток — Сахалин — Камчатка — Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский.
1980   Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток). 1981   Пересечение Чукотки на собачьей упряжке.
1983   Лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро. 1984   Сплав на плоту по реке Лена; Участие в международной регате на Кубок Балтики-84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).1985 Экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К. Арсеньева и Дерсу Узала.1986   Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская Правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986г. 1987   Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс).
1988   Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». 1989    (весна) Участник первой российской, автономной экспедиции «Арктика», под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. 1989    (лето-осень) Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва — Ленинград; Руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989.
1990   (весна) Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути — 72 дня.


картина Федора Конюхова 
1990   (осень) — 1991 (весна) Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня; старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г.
1991  (лето-осень) Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; 26 февраля 1992  Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира».
14 мая 1992   Восхождение на Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира».
1993 — 1994   Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА».
1995 — 1996 Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. — достиг Южного полюса 5 января 1996г.
19 января 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира».
09 марта 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира».
18 февраля 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира».
17 апреля 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира».
26 мая 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира».
1997   Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.


       Как видно за этот период у Конюхова было 4 одиночные экспедиции: одиночный поход к Северному Полюсу, две одиночные кругосветки на яхте и одиночный поход на Южный полюс.
       И вот, после этого периода Конюхов становится заядлым экстремалом-одиночкой.
12 Одиночных экспедиции после 1998 года:
1998 — 1999  Участие в американской одиночной кругосветной гонке «Around Alone 1998/99» на яхте Open 60 «Современный Гуманитарный Университет» (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.
2000 – 2001  Первое, в истории России, участие во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте Open60 «Современный Гуманитарный Университет.
2002  Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос 3.000 миль; cтарт 16 октября 2002 — финиш 01 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк.
2004  (февраль) Одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85 футовой макси-яхте «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) — Барбадос (Порт Сент Чарльз). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси яхте под управлением одного человека — 14 дней и 7 часов.
2004-2005  Одиночное кругосветное плавание на 85 футовой макси-яхте «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса «макси» через Мыс Горн. Четвертое успешное одиночное кругосветное плавание.
2007-2008  Участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды – «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин — Олбани (Западная Австралия),  в категории – яхтсмен одиночка, нон-стоп. Макси-яхта «Торговая сеть Алые Паруса» — 102 суток.
2013-2014  (декабрь-май) Совершил Тихоокеанский переход на весельной лодке от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 160 дней по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба), преодолел 9 400 морских миль (17 408 километров).
2015  (март) Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объемом 3950 кубических метров — 19 часов 10 минут.
2016  (январь) Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3 —  32 часа 20 минут.
2016  (июль) Совершил одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН». Даты полета: 12-23 июля. Самый быстрый кругосветный полет для аэростатов любого типа: 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут. Абсолютный мировой рекорд (утвержден FAI 18.11.2016). Пройдено расстояние 35 168 км. https://www.fai.org/athlete/fedor-konyukhov
2017  (февраль) Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» — 55 часов 10 минут.
2019  стал первым человеком в истории, кому удалось совершить одиночный переход на вёсельной лодке через Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка за 154 дня.

   Целиком и полностью посвящая свою жизнь путешествиям, Ф.Конюхов параллельно успевает создавать прекрасные картины с эпизодами и видами своих экспедиций.


 
    И ко всему прочему, Федор Конюхов с 1998 года являясь заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной Академии(СГА), принимая участие в одиночной кругосветной парусной гонке в 1998-1999 г. и французской гонке в 2000-2001 годах, плывя в этих экспедициях в одиночку на яхте «Современный Гуманитарный Университет»,  он, в качестве эксперимента ЛДОЭУ, осваивает юриспруденцию, используя современные технологии дистанционного образования СГИ.
    Рекорды засвидетельствованы Российским комитетом по регистрации рекордов планеты, официального представителя «Книги рекордов Гиннеса» в России: За создание единственного в мире института, который проводил обучение своего студента во время одиночного кругосветного плавания. От Международного клуба рекордсменов были получены памятный кубок и статуэтка.


    ЛДОЭУ - Лаборатория дистанционного обучения в экстремальных условиях, которой заведует Федор Конюхов, входит в состав Института когнитивной нейрологии СГА.
В Институте когнитивной нейрологии проводятся исследования, посвященные главной проблеме — поиску подходов, позволяющих проектировать образовательные технологии на основе современных знаний о структуре и функциях мозга. Современные знания о мозге в гораздо большей степени отвечают на вопрос «как лечить», задача же когнитивной нейрологии — изучение мозга для того, чтобы понять «как учить».
    Ряд научных проектов осуществляется в сотрудничестве с ведущими научными учреждениями — Институтом мозга человека РАН, ГНИЦ профилактической медицины РАМН, биологическим факультетом МГУ, Институтом психологии РАН; Институтом нейрокибернетики Ростовского государственного университета.
     Возможно, на Федоре Конюхове психологи СГА проверяют свою знаменитую методику ТУЗ.


    Методика ТУЗ — основополагающее ядро. Когда человек совершает умственную работу, то альфа-ритм — главный ритм головного мозга — падает по амплитуде, и степень падения можно измерить. Фактически, измеряется неспецифическая активация мозга.
   Человек, у которого сильно подавляется альфа-ритм (как и человек, у которого он не меняется) имеет низкую скорость запоминания. В житейском смысле это можно объяснить так: одинаково плохо, когда человеку «все до лампочки» или, когда он «перестарается». Нужно находиться в золотой середине — в оптимальном функциональном состоянии.
   Для управления этим функциональным состоянием, измеряя коэффициент депрессии альфа-ритма, был исследован феномен умственного утомления на фоне длительной работы со сложным научным текстом. Оказалось, что в результате такого утомления альфа-ритм возрастает, одновременно повышается и темп усвоения знаний.
    Когнитивные функции мозга — самая сложная область нейронауки, в которой осталось очень много загадок и нерешенных вопросов. Даже досконально понимая процессы, протекающие на уровне отдельных нейронов, невозможно пока еще сформулировать основополагающие принципы, по которым работает обучающийся мозг. Развитие когнитивной нейрологии позволит не только вооружить необходимыми знаниями разработчиков обучающих технологий. Заинтересованное участие специалистов образования, совместное обсуждение гипотез и результатов исследований обязательно откроет новые зоны поиска и обогатит науку о мозге.
     В Институте когнитивной нейрологии совместно с Институтом мозга человека РАН проведено теоретическое исследование современных направлений морфометрических исследований мозга человека, показавшее, что образование производит морфофункциональные изменения в мозге человека, причем характер изменений зависит от продолжительности обучения. Установленные факты позволяют изложить теоретические подходы к новому пониманию роли и функций образования как специального инструмента развития личности.
Институт имеет большую лабораторную базу исследований. А люди, попадающие в экстремальные, психологически сложные ситуации являются самым ценными объектами для решения поставленных задач.


перед полетом
    

     Сам же подопытный заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) Федор Конюхов больше говорит о том, что просто очень любит путешествовать, смотреть, ощущать и рисовать окружающий мир. Он, как человек истинно верующий, говорит о Боге, о Святых, с которыми он общается во время своих путешествий, требующих сверхчеловеческих усилий, а порой и преодоления невероятных психологических барьеров.
     Интересен его рассказ об ощущении присутствия на яхте Николая-чудотворца, во время своего первого одиночного плавания вокруг света. Собственно, многие мореплаватели, альпинисты и им подобные, порой рискуя прослыть ненормальными, рассказывают об ощущении, в те или иные моменты, присутствия кого-то или чего-то, чаще всего за спиной. Существует и научное, психологическое, неврологическое объяснение этого эффекта, особым состоянием мозга в экстремальных условиях. Но степень истинности этого объяснения все еще желает лучшего. Сказать, что мозг с перепугу сам моделирует ощущения, так же просто, как сказать, что жизнь на Земле создала случайно сложившаяся благоприятная среда, а Вселенную создал большой взрыв, …, а бесконечность придумал Черчилль.
        Если предположить, что не мозг моделирует нестандартные ощущения, то возможно, эти ощущения, проходя через мозг оставляют на нем отпечатки, те самые морфофункциональные изменения, которые и пытаются зафиксировать в институте когнитивной нейрологии.
Вот, что Федор рассказывает в одном из своих интервью:
«Десять лет назад спутникового телевидения еще не было. Это было мое первое путешествие нон-стоп. То есть я должен выйти из Сиднея, обойти вокруг света и прийти в Сидней, ни с кем не встречаясь, ни с кем, не общаясь (на яхте “Караана”). Рация действует только на 300 миль. На мои проводы пришел владыка Павел, епископ Австралийский и Новозеландский, Царство ему небесное, он уже умер. Он и говорит: “Сын Федор (показывает на переборку, где иконы висят), если тебе будет тяжело, проси у Иисуса Христа и этих “мужиков”, Николая-чудотворца и Пантелеймона-целителя, и они тебе помогут!” Он так сказал: просто и доступно… Это самое тяжелое плавание было, первое. И я чувствовал, что они всегда рядом. Автопилота у меня не было. Я выхожу и говорю: “Николай, держи яхту”.
        А сам в это время настраиваю паруса. Яхта идет на переворот. Я кричу: “Николай, держи!” Все, думаю, пошла… А она раз – и становится как нужно! Выхожу, у меня штурвал – металлическое колесо – теплый. Шёл тогда через сороковые, возле Антарктиды, мыс Горн, там холодно. В перчатках стоишь. По идее штурвал должен быть холодный. И яхта так ровно идет, что даже когда я стою на штурвале, она так ровно не идет. Но я боюсь оглядываться. Только раз оглядываешься, он и отошел. Я никогда на яхте не раздевался донага, потому что знал, что кто-то всегда присутствует. Говорю: “Николай, держи!” И знаю, что не надо оглядываться. Струя кильватера, когда я сам стою, так ровно не идет. А его просил, след идет ровный-ровный, даже не колыхнется. Я так не могу держать, как он мне держал.»
       Уверенность Федора в том, что в самые сложные моменты, когда его жизнь оказывается буквально на волоске, появляется Спаситель, возможно больше всего и интересует современных ученых. Т.к. отрицать Создателя, списывая все на природу, современная наука уже не может, а, зафиксировать научными методами Его присутствие очень желает. Иными словами, кто-то просто верит в Бога, а наука желает знать наверняка. И, возможно, через чье-то ощущение присутствия, наука надеется получить ответ, на вечный вопрос.

на яхте в шторм


      Вопросы  Конюхову в  интервью:
– Но зачем же Вы продолжаете испытывать себя?
– Потому что только через страдания можно узреть Господа Бога. Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться.
Когда к полюсу идешь, тащишь за собой 135 килограммов груза, всё время вверх, два месяца, при минус 50 градусах, преодолевая встречный ветер, то думаешь: на земном шаре ни у кого не может быть такой тяжёлой работы, как тащить это. А когда меня перевернуло, и я читал молитвы, то понял, что вот это и есть самая тяжелая работа.
И только через нее мне открылся Господь.
– Можете рассказать об этом подробнее?
– Это случилось, когда я попал в ураган “Даниэль” (скорость ветра 130 миль в час). Потом я узнал, что мои шансы выжить были равны нулю. Яхта шла на автопилоте, потому что все время должна быть на волне, как серфинг. У меня вышел из строя автопилот, и я встал на руль. Но так ты долго ее на такой скорости не удержишь, ты же устаешь. У меня в глазах уже фиолетовые круги идут, я допускаю ошибку и яхта – уходит с волны и ложится на бок.
– А Вы в этот момент где?
– Я на палубе. Волны бьются, пыль одна стоит, дышать невозможно. Я держусь и знаю, что сейчас если яхта перевернется – захлопнет меня – и всё. Отдаю спасательный плот. Но при таком ветре он отрывается и взвивается вверх, как змей, правда, привязанный. Я должен его посадить, как змея и тяну, тяну к себе… И вдруг веревка обрывается, и он отлетает. Всё, я остался без плота. Вода, правда, теплая, с тропиков идет ураган. А сам я привязан. Волна пройдет, собьет меня в воду, я выкарабкиваюсь и держусь за борт, но вот-вот потеряю сознание… А потом наступает тишина. Я контроль потерял.
        Ничего не вижу, глаза отказали, все седое – вода, небо… И звуки песни: хор поет, стараюсь прислушаться, слова разобрать, а они поют шепотом… Как будто и женщины, и мужчины, нет различия, а слова разобрать не могу. Музыка такая… не орган, не трубы, не гитары, очень красивая музыка. Не какая-то какофония, когда намешано всего, нет. Она льется… Никогда я такой музыки не слышал… И голоса слушаю, слушаю, чтобы слова разобрать, и не могу. Не то, чтобы на немецком или на английском, или на русском поют, нет, но непонятно…
        Волна проходит, сбивает меня в воду, я снова выкарабкиваюсь, воду соленую глотаю, и так пить хочется. А знаю, что в яхте есть бутылки с водой. Чувствую, надо забираться в яхту. Она всплывает, я открываю люк. Только за собой закрыл, яхта перевернулась.
– Перевернулась и Вы оказались запертым?

яхта 

– Да. Она наискосок лежит, но из люка выбраться уже нельзя. Внутри всё вверх дном, 120 литров солярки вылилось вовнутрь… Все книги, продукты, всё, что есть – смешано, воды по пояс. Я нашёл фонарь, бутылки с водой, 100-200 бутылок у меня всегда на яхте стоит.

Выпиваю бутылку, догола раздеваюсь, потому что соляр начинает разъедать всё, рубашку, трусы. На мне только крестик, ещё от деда остался…
       На полюсе было проще. Знал, что выживу, если буду работать, двигаться, кашу кушать горячую, успею палатку поставить. А как двигаться в яхте? Внутри всё закрыто, работать невозможно. Самое главное, я понял, что осталось последнее – это молиться. Всё сделано. Но никто не может помочь. Хотя все знают, все следят. Вода сбивается с соляркой в желчь такую, дышать невозможно, все время будет подходить и меня ждет медленная смерть от удушья. Но там, где у меня кровать, есть ниша, там больше воздуха, и я туда забираюсь, сделал из матраса гнездо такое себе. Беру с собой бутылки с водой, иконку Николая-чудотворца (она у меня на спасательном жилете, металлическая) и начинаю читать молитвы. И слышу дары, бух, бух, вот-вот яхта разломается, удар за ударом. Я молюсь, молюсь…
– А когда шторм кончился?
– Три дня он меня крутил. Но я об этом потом уже узнал. Когда очнулся – тишина. Смотрю, яхта уже по-другому стоит, фальшкиль ее тянет, и она встает, тут и я уже и молюсь, и прошу: вставай, как лошадь просят. И она встает. Шторм стихает. Яхта легла на борт, но не может встать, потому что вода внутри, но я хотя бы люк могу открыть. Начал откачивать воду, а сил нет. Помпа забилась бумагой, продуктами, нужно только ведрами.
      А есть ничего не могу. Можно было бы печенье в полиэтилене поесть, но ничего не идет. Я бутылку воды открываю, а у меня был сахар в полиэтиленовых пакетах, я его высыпаю в бутылку, взболтну и готов сироп, чтобы выпить, потому что мне надо работать. Господь Бог услышал мою молитву, спас меня. Осталась моя работа, воду надо откачивать.
– Вы чувствовали, что это конец?
– Нет. Я чувствовал, что это не последний мой шанс. Была какая-то уверенность, что я выкручусь. Но когда тоже самое случилось в четвертой кругосветке, я почувствовал тогда, что все. Было заранее ясно, что мне нельзя в ней участвовать. Во-первых, я уже три раза в кругосветке был, казалось бы, достаточно. А во-вторых – требовалось уменьшить парусность (снять передние паруса), и только после этого меня восстанавливали в гонке. Но если это сделать и оставить только грот (парус на грот-мачте), яхта в урагане будет идти на переворот, и я могу ее опять не удержать на волне. Тем не менее я вынужден снять стакселя и меня пропустили. Иду на попутной волне, ветер давит на грот, и чувствую, яхту опять сейчас перевернет. Я знал, что так и будет, если в ураган попаду. Правда ураган был поменьше, чем в прошлый раз … И снова яхту кладет на бок…
– Всё повторяется?
– Да… Только одно меня тогда и спасло. Перед отходом ко мне подходят ребята “парусники” и говорят: “Федя, ты идешь со своим старым парусом”. Я говорю: “Какой же он старый, я ходил один раз в кругосветку, это еще не старый”. Они говорят: “Мы смотрим: Как так? Такая фирма хорошая, а тебе только один шов сделали, а надо два. Давай мы прострочим, он же порвется”. “Нет, – говорю, – я ходил в кругосветку, он не порвался”. А они: “Ну ты ходил, а сейчас он состарился, давай прострочим”. Я говорю: “Сколько стоит?”. Они цену назначают, ждать надо, очередь там. Нет, думаю, не буду, жалко денег, и не прострачиваю.
          Когда я в первый ураган попал, я паруса все убрал, а здесь не успел – ее с парусами на бок положило. И если бы яхта перевернулась с парусами, она никогда бы не встала. Потому что парус – это как якорь. Представляешь, под водой такая площадь. И тут она ложится на бок, и парус присосало к воде. Я выбегаю, люк за собой закрыл, пристегнутый, думаю: добраться надо и освободить. Грот спустить не могу. Он застрял где-то на 18 метрах, а мачта примерно 25 метров высотой. Такой шторм, ночь, в такой раскачке одному не выбраться. Мне надо уменьшать парус, а я не могу. Всё. Я в ловушке. И только я выбегаю, чтобы по парусу добраться на воде уже и обрезать фал – волна проходит и сбивает меня за борт. Там вода холодная, под Антарктидой.
          Я за бортом, но вишу. А на яхте есть спасательные буи. Два буя в каюте, один на борту висит и когда попадает в воду, то включается автоматически. Но никогда не полетят спасатели, если включился только один буй. Во-первых, им далеко, надо 4 дня. Ведь он может от тряски включиться, от воды, а там такие риски, такие деньги. Путь застрахован на 2 миллиона долларов. Если спасатели прилетают напрасно, они два миллиона все равно забирают. И страховая компания это выплачивает. Но, узнав об этом, ни одна компания не заключит больше с тобой договора. Они же все друг друга знают, никто тебя страховать не станет.

штормит


          Поэтому надо, чтобы включились минимум два, а лучше, если три буя. А как же я включу их, когда за бортом вишу и выбраться не могу, хотя вижу, что буй работает. А вода постепенно набирается в парус, яхта кренится все больше и вдруг шелк на парусе лопается с треском, выпускает воду, и яхта поднимается. Хорошо, что не было денег, хорошо, что я не прострочил (смеется). Я забираюсь, открываю люк, заскакиваю внутрь и чувствую, вся каюта наполнена трупным запахом, как будто кто-то баллон газовый открыл и выпустил дух мертвечины. Смертью пахнет, она уже здесь, ждет меня…
        И тогда я принял решение. Можно было бы починить парус и добраться до финиша, но я понял, что дальше мне нельзя. Это была ровно половина кругосветки, ровно. И тогда я в Сиднее сошёл.
– В чем разница между верующим и не верующим человеком, на Ваш взгляд?
Я уже ответил. Если бы я не верил в то, что последний шанс – это молитва, я бы погиб. У верующего, если грубо, по-мирски сказать, на один шанс больше.»
      Такие острые ситуации, как не парадоксально, сопровождают Ф. Конюхова практически во всех его путешествиях. Так во время перелета вокруг Земли на воздушном шаре судьба в очередной раз испытала его. Перелет на высоте до 10 400 метров над уровнем моря, в негерметичной кабине, при температуре -36 градусов по Цельсию внутри и до -55 с наружи занял 11 дней. На третий день полета взорвался баллон, обеспечивающий отопление кабины.
     А теперь представьте: вы неделю летите, где-то над океанами, на 50 градусном морозе, в тесной, напичканной приборами кабине, в кислородной маске, т.к. выше 10 км воздух разрежен; вам необходимо вести шар в определенном направлении, а это возможно лишь балансируя между естественными потоками воздуха; вам дико холодно, но при этом мучает жажда, т.к. все промерзло, вода превратилась в лед.  Сможете ли вы не молиться о помощи? И получите ли вы ее?
    С Божьей помощью и молитвами 65-летний в 2016 году Конюхов поставил этот мировой рекорд.
 лодка АКРОС
 
   Вот и сегодня, в 2019 году, уже 67-летний Федор Конюхов пять месяцев ежедневно, ежесекундно находился на работе, в своей лаборатории дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ)  . Он до 9 мая плыл на весельной лодке вдоль Антарктиды, в Южном океане, без обогрева, с сорванными на половину солнечными батареями, обеспечивающими только 60 процентов зарядки аккумуляторов, порой вынужденно одетый как космонавт, т.к. температура воздуха была 4-7 градусов по Цельсию, гребя в этой просыревшей амуниции со скоростью пешего человека по 2-4 км в час.
       Пройдя в океане за 154 дней  11 525 км сквозь несколько штормов, дважды перевернувшись вместе с лодкой, он пережил колоссальный стресс, признав, что, похоже, достиг личного предела возможностей. А может быть, ему пришлось очередной раз пережить, то самое, божественное касание, сохраняющее ему жизнь.

за 5 месяцев дно лодки обрасло ракушками 
       И вот, что удивительно, как и в случае с воздушным шаром, почему-то у него опять, что-то жизненно необходимое сломалось, но при этом не отказали приборы, фиксирующие общее состояние дел. Словно все так и задумано, подвести человека к грани между жизнью и смертью, и попробовать зафиксировать момент появления Спасителя. Либо попытаться, если не зафиксировать момент, то получить хоть какой-то ответ, изучив самого контактёра- человека верующего, человека чувствующего и получающего помощь Творца.
   Возможно, когда Создатель приходит к нам, или точнее, проходит через нас (не зря же так стремительно развиваются теории о всепроникающей, темной материи), то Он оставляет след или отпечаток в нас или вокруг нас.
    Одухотворенность, здоровье, сила духа и сила воли Федора Конюхова только подтверждают это.