Слова ДАЛИ изДАЛИ. Мумия Сальвадора Дали и его знаменитые высказывания.

         «У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо.»   С.Дали

Салвадор на грядке

           В июле 2017 года мумию Сальвадора Дали достали из склепа. По решению Мадридского суда и прошению Пилар Абель, утверждавшую родственную связь с художником, была проведена генетическая экспертиза,  ДНК-тест.

Не дочь Дали. Родство не подтвердилось.

     Сальвадо́р Дали́ — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель и причудливый человек, обладающий глубоким чувством юмора. Он был забальзамирован и похоронен по завещанию  так, чтобы по его могиле могли  ходить люди. Встроенный в пол склеп находится  в одной из комнат  театра-музея Дали,  в его родном городе  Фигерасе (Figueres,Каталония).
Театр-Музей Дали и Испании
                                                          Театр-музей Дали
   К счастью или не счастью, ДНК-тест не подтвердил утверждение П.Абель, что она приходится С.Дали дочерью. Так что, теперь, к небезызвестной  цитате  можно прикрепить результат ДНК-теста.

«Великие гении всегда производят на свет посредственных  детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя»

С.Дали

В наследство Дали оставил самого себя – собственные произведения,  оцененные в  325 000 000  евро.

«Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!»
С.Дали
Свою золотую жилу Дали завещал Испании.
При жизни же он любил говорить:
«Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается моя жена. А для меня деньги — мистика»
Но при всей этой мистике, он говорил:
«Я до неприличия люблю жизнь»
А  «Жизнь сурова..., но зато ее озаряет свет вечности»
 Комплекс Театра-музея-склепа Дали
                                                  Комплекс Театра-музея-склепа Дали
  Так что, Дали вернулся на место своей  бальзамической вечности. Той  ВЕЧНОСТИ, которая всегда удивляла и восхищала его.
«Смерть завораживает меня вечностью»
«Ну выйдет человечество в космос — и что? На что ему космос, когда не дано вечности?»
 С.Дали

Сальвадор и Гала
                                                 Сальвадор и Гала
Годы жизни Сальвадора Дали  11 мая 1904 – 23 января 1989 (84 года)
Годы жизни его жены Галы 7 сентября 1894 – 10 июня   1982 (87 лет)
Гала – ее настоящее имя Елена Ивановна(Дмитриевна) Дья́конова, родилась в Казани.
Сальвадор Дали был на 10 лет младше свой жены и прожил с ней более 50 лет.

«Любить женщину всей душой не стоит. А не любить — не получается»

Говоря про Галу, Сальвадор Дали подчёркивал: «Ей предназначено стать моей Градивой, той, что идёт впереди, моей победой, моей женой. Но для этого она должна была вылечить меня — и вылечила... вылечила одной лишь гетерогенной, непокорной, неисчерпаемой силой женской любви, наделённой биологическим ясновидением, столь чудесно изощрённым, что по глубине своего проникновения и по практическим результатам оно далеко превосходило все триумфы психоанализа».

«Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто»

Дали боготворил Галу. "Дневник одного гения": "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ".

чета Дали и Гала=Елена Дьяконова
                                 1933г    Сальвадор    Гала=Елена Дьяконова
 
Свою русскую музу Дали повстречал летом 1929 года, когда ему было 25 лет. Он был скромным и нерешительным молодым человеком, сторонящимся контакта с женщинами. Но при этом, он, как истинный художник был большим ценителем женской красоты.
Его рассуждения о женской элегантности в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», проясняют, чем, с виду не такая уж красивая и не такая уж молодая Гала, покорила и околдовала его:
"В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой..."
 на закате

                                                                       закат
      Жизнь Елены Ивановны Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как Гала, — это отдельный захватывающий роман. Она действительно была умной, образованной, элегантной  женщиной, обладающей «необычайной  притягательностью и врожденным художественным чутьем».
Сам же Дали признавался - "Она стала рассматривать меня как гения, полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".
В свои 25 лет, Дали был далеко еще не великим художником, пытающимся освободиться от оков сюрреализма. Встреча с Гала, во многом изменила и определила его последующий творческий путь. По сути, Гала, из слабовольного и плохо организованного человека, коим был Дали, своими изящными руками создала мультимиллионера. Не сразу и не  по волшебству. И об этом пишет сам Дали: "Никогда мы не сдавались перед неудачами, мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".
 «Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».
картины Дали
                                                                           1  -  2
Так что, как бы не ругали Гала и не опутывали всякими слухами и легендами, как бы не завидовали и пытались предать ей вид  хищницы, слова Дали говорят сами за себя.
Интересную мысль об ореоле легенд приводит Дали со слов знаменитой Коко:
«Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе — и тем освятить и укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе всё — семью, биографию, дату рождения и даже имя»

     Собственно  Дали (да и его жена Гала) оба были, по большей части, человеком-легендой. И, на самом деле, то, что мы узнаем про них, читая  лично написанное Сальвадором,  дает порой противоположное представление о нем, о Гала, противоположное тому, что о них пишет пресса и формируется слухами.  Похоже, миф о себе - это, в большей мере, коммерческий шаг. И, порой,  бесноватые картины Дали, далеко не его внутреннее Я, а скорее выражение и возбуждение всеобщего человеко-состояния,  человеко-отношения,  человеко-восприятия,  если возможно так сказать.
  Цитаты о живописи и искусстве….
«Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей»

слоны

                                                                          слоны
«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия»

великий маструбатор
1929
 «Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства»

« Обратить свою внутреннюю растерзанность в наслаждение — искусство высочайшее. А делается это так: надо заставить мир жить твоей жизнью, тосковать твоей тоской. Очень давно я чисто инстинктивно сформулировал жизненное кредо: надо заставить других принять мои странности как должное и нужное — и человеческое сочувствие избавит меня от тоски»

study_of_nude
 1925г  study_of_nude
Возможно -  бурное и неспокойное время, несуразно переменчивая  артмода сотворили Дали, его, порой,  умопомрачительное творчество.  Но сам он боготворил и учился у Веласкеса, великого художника 17 века, далекого от сюрреализма, кубизма, модернизма …
 Слова Дали о Веласкесе:
«От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна — это золотая россыпь точных, выверенных решений».

«Нужно было возвращаться к традиции и в живописи, и во всем остальном. Все прочие пути ведут в тупик. Люди и так уже разучились рисовать, писать, слагать стихи. Искусство неуклонно сползает все ниже и ниже и становится все однообразнее, ибо ориентируется на единые международные образцы. Уродливо и бесформенно — вот главные характеристики такого искусства, вот симптомы недуга».

антропоморфный кабинет

1936 антропоморфный кабинет
 
«Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой, так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности»

 

раскаянье или затонувший сфинкс

1931 раскаянье или затонувший сфинкс

«Каков я на самом деле, знают считанные единицы»
«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время»

 the_persistence_of_memory

1931г the_persistence_of_memory
 
«Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие»

symbiotic_woman-animal

1928г symbiotic_woman-animal


«Художник думает рисунком»

«Пейзаж — это состояние души»

view_of_cadaquns_with_shadow_of_mount_pani
1917г view_of_cadaquns_with_shadow_of_mount_pani  вид кадакунов с тенью горы пани
 берег Средиземного моря в Каталонии, Испания

берег Средиземного моря в Каталонии, Испания

«Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности»

«Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее»

Девушка со спины, Фигура в окне
 1926г girl_s_back    ,  1925г figure_at_a_window
 
«Я не коммунист, но не имею ничего против коммунизма. Я уважаю любые убеждения и, прежде всего те, которые несовместимы с моими»
«Я монархист — и причиной тому Веласкес, а также корона, символ четырех наиглавнейших добродетелей: честности, справедливости, силы и великодушия»
«Когда кончится время «измов», настанет эра личностей. Твое время, Сальвадор»

the_palace_of_the_wind

 1974г  Дворец ветра